Вредный шаман, Духи Предков и странные звери
— Да что ж это такое делается-то, а? Какие злые духи в вас вселились?! За что Боги прокляли мой народ?!! — кричал шаман Бердоев и в гневе топал ногами.
Накануне он послал охотников за животными, в которых нужно было вселить души Иного Мира. И вот, сегодня охотники вернулись. Нет, не с пустыми руками, как можно было подумать, видя гнев старика. Зверей привезли! И даже двоих! Живых! Причём, совершенно не больных, не старых и не раненных!
Но вместо того, чтобы похвалить и дать благословение Предков, старая шаманская зануда ругалась и кричала. Вернее, кричал. Даже не так: орал, плевался и даже пытался драться, но охотники, вжав голову в плечи, уворачивались. Правда спорить не пытались, стараясь понять свою вину. Кроме самого молодого, Уйныра. Наконец, он не выдержал.
— О, Великий шаман! — начал Уйныр и поклонился до земли.
Бердоев на миг заткнулся и подозрительно посмотрел на наглого юнца, который не дал ему договорить любимую присказку про тупых охотников, у которых была сильно глупая мать, а отец — совсем пропащее семя.
—О, Великий Шаман, — взбодрился Уйныр, видя, что старик молчит и не дерётся, а значит, подобрел и уважает Уйныра. Такое рассуждение было в корне не правильно: Бердоев лишь набирался сил, чтобы отповедь этому наглецу запомнилась надолго. А юнец, тем временем, продолжил:
—Мы отправились на охоту в заснеженное предгорье, мечтая добыть зверя! Но духи Предков не захотели ни медведя, ни снежного барса, ни волка… Даже лису они не захотели! Даже зайца не захотели! И птицу не захотели!
Бердоев опустил руки. Его глаза, две узкие черные щёлочки, вдруг стали удивлённо-круглыми. Ещё бы! Этот юнец утверждает, что Духи Предков отвергли зверей, которые им предлагались в качестве дара?! Как такое может быть? Даже с ним, со Старым Шаманом, Духи общались образами, обрывками мыслей, изредка — смутными видениями… А тут приходит молодой неопытный охотник и утверждает, что Духи так прямо ему и сказали, что «животные предгорья им не нравятся»?!
Впрочем, на свете есть много удивительных вещей, поэтому Бердоев, спрятав за спину палку, которой пять минут назад хотел огреть молодого остолопа, мягко спросил:
—Скажи мне, Уйныр, а как именно объяснили тебе Духи, что им не нужен… медведь? И стальные звери предгорья?
Уйныр выпятил грудь. Он чувствовал: настал его звёздный час! Глаза всего племени в этот миг были устремлены на него, и даже красавица Охпа-ын, тоже смотрела! Поэтому, придав себе важный вид, молодой охотник откинул голову чуть назад, правую руку воздел к небу и громко сказал:
—Я сам понял Духов Предков! Если бы им понадобился медведь или волк — эти звери сидели бы в наших капканах! Но нет! Этих зверей там не было! Значит, Духам Предков они были не угодны!
Все охотники, сохраняя на лицах суровое выражение, кивнули, подтверждая выводы юнца. Старик Бердоев выпучил глаза и пару раз хапнул ртом воздух. Такой вывод его ошарашил: стало быть, если не поймал зверя, то не ты виноват, что плохой охотник, а духи Предков имеют другой план на твой ужин? Версия, конечно же, шаткая, но теперь обозвать юнца было нельзя: жители стойбища не поймут. Поэтому Бердоев, который был не только вредный и занудный, но ещё и очень хитрый, решил пойти «другим путём».
—Ах, вот кааак… протянул он с иезуитской усмешкой, — А я-то подумал, что вы просто плохие охотники, которые не умеют ставить силки… Тогда скажи мне, Уйныр, как Духи Предков дали понять, что им угодно… вот ЭТО?!!
И тут Бердоев чуть не плюнул с досады на двух связанных животных, которые смотрели на старика спокойно и с любопытством. Просто они не боялись людей. Это были…ДА!!! Это были опять звери из цирка!!! Дрессированные!
Уйныр, ни мало не смущаясь, вновь отставил ногу и воздел руку. Его голова и так символизировала «духовное откровение от Духов Предков», то бишь была задрана вверх:
—Если бы Духам Предков не были угодны ЭТИ звери, они не пришли бы в наши руки!
Патетика Уйныра дала свои плоды: послышались жаркие аплодисменты, которые под злобным взглядом Старого шамана сначала превратились в жидкие хлопки, а потом, и вовсе, зачахли.
—Это как «Они сами пришли?!» — не поверил старый шаман. Как мы говорили, он был мудр, хитер и осторожен, поэтому в сказку о том, что животные сбежали из цирка и сами примчались к охотникам — не верил. И правильно делал, как позже стало известно.
После долгих расспросов, больше похожих на допросы, выяснилось следующее: огорчённые неудачей, охотники решили ещё раз зайти в цирк «За бегемотой», которую трое мужчин утащить не могли, а вот двадцать — легко справились бы. Взяв побольше шкурок соболя, хитрецы подошли к цирку и оторопели: он был закрыт. Повсюду бегали полицейские, а сами артисты шептались, что директора арестовали по подозрению в продаже редких животных.
Тут охотников и осенила чудная мысль: если директора арестовали, значит, у зверей теперь нет хозяина! Можно брать кого хочешь! И они взяли. Нет, бегемоту оставили — та и правда, неподъемная оказалась. А вот огромных кошек: черную и рыжую в полоску — забрали. Те, к слову, даже не сопротивлялись: не кусались, не шипели, не убегали.
Наоборот, вели себя прилично и дружелюбно. Даже пару раз лизнули охотников, когда те, на всякий случай, дали им по куску мяса. А Уйныра — один из кошаков даже пометил. Видно, сильно благодарен был, что из цирка забрали.
—Это ли не лучшее свидетельство благосклонности Духов Предков?! — потряхивая вонючей курткой, гордо возвещал юнец и тыкал ею в лица жителей стойбища. Те кривились, отворачивались, но соглашались:
—Да! На столько благосклонны Духи Предков ещё не были! Знак! Это хороший знак!
Бердоев совсем расстроился. Мало того, что эти олухи опять притащили ему странных зверей, с которыми он не знал как работать, так ещё и полиция на носу.
—Нет! — рявкнул Старый Шаман и жители стойбища присели от испуга, — Духи Предков никогда не приемлют воровства! А вы украли этих зверей! Сейчас там разберутся и приедут к нам — сажать в тюрьму того олуха, который спёр цирковых зверей!
У Уйныра вытянулось лицо. В тюрьму он не хотел. Остальные охотники тоже не хотели, поэтому, сделав шаг в сторону от юнца, тут же признались Бердоеву, что им «бегемота вообще, сильно-сильно не понравилась! Да, честно говоря, они и этих зверей брать не хотели! А сейчас, Духи Предков им подсказывают, что нужно снова идти на охоту — других зверей добывать… более угодных богам!» И смылись. Тихо, как умеют смываться настоящие охотники.
А Уйныр остался один. Руку он уже опустил, ногу — робко придвинул обратно, а на голову натянул капюшон — уши замёрзли. Красавица Охпа-ын, после того, как ей под нос ткнули куртку «благословленную животными, которые были угодны Духам Предков» тоже сбежала. Неблагодарная! Впрочем, теперь было не до неё:
—А что делать-то теперь? — тихо спросил юнец, с которого разом слетел весь пафос, — Я не хочу в тюрьмууу…
—Никто не хочет, —согласился Бердоев, и, передёрнув плечами, велел:
— Уйныр, быстро зажигай костры! По три каждому зверю! В треугольник между ними клади подстилку из ягеля! На них — по одному зверю! Я пока пойду переодеваться… И куртку свою потом будешь стирать! Сильно благословлённая она у тебя! Дышать нечем!
А пока радостный юнец бегал и готовил площадку перед юртой к ритуалу, старик, тихо вздохнув, позвал чёрное мерцающее небо:
—Эй, ты… ну иди что ли… помогай… Сразу двоих получишь! Благодаря моим обормотам. Охо-хо, боюсь, сил мне на два ритуала не хватит, аднака…
—Хватит, не волнуйся, я помогу… — прошелестел Мрак со звёздными очами и улыбнулся, — теперь у меня больше сил… Справимся!