Происшествия

В памятник не попал ни один снаряд. Мемориал погибшим в авиакатастрофе Ту-154 под Донецком чудом уцелел

Памятник погибшим чудом уцелел. Фото: vk.com/bort85185

Памятник погибшим чудом уцелел. Фото: vk.com/bort85185

24 августа 2006 года стало одним из “черных дней” российской авиации. В этот день под Донецком рухнул самолет Ту-154, который выполнял рейс PLK-612. Воздушное судно следовало из Анапы в Санкт-Петербург. Во время непогоды лайнер сорвался в штопор. 85-тонная машина врезалась в землю, оставив после себя лишь огромное пепелище. 160 пассажиров и 10 членов экипажа погибли. Спустя 16 лет после страшной трагедии, «Комсомолка» вспоминает историю той катастрофы, потрясшей буквально весь мир и навсегда оставившей шрамы на сердцах родных и близких, потерявших любимых в небе.

Как погибал рейс 612

Одним из свидетелей авиакатастрофы стал Геннадий Урасов. Лайнер рухнул всего в 300 метрах от его пасеки в поселке Сухая Балка.

– 24 августа была очень сильная гроза, давно такой не было. Неожиданно я услышал страшный гул. Поднял голову и обомлел: на меня падал самолет! Его крутило в воздухе, – вспоминает ту страшную картину Геннадий Урасов. – Я бросился бежать куда глаза глядят, даже обувь потерял. Потом услышал хлопок и удар о землю. Аж оглох. Наши, кто видел, как самолет падал, сбежались к месту трагедии, чтобы попытаться кого-то спасти. Но даже близко к нему нельзя было подойти, сильно горел…

Уже через 20 минут после падения Ту-154 на место ЧП приехали пожарные. Но вплотную подобраться к разбившемуся лайнеру не смогли. Лишь спустя несколько часов из-под обломков удалось извлечь фрагменты тел 150 погибших.

От самолета осталось пепелище.

От самолета осталось пепелище.

– Такого никогда не видел, – признавался тогда один из спасателей. – Дети и их матери буквально сплелись в одно целое. Тела жутко обгоревшие. На лицах – ужас…

Кто виноват в трагедии

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) в своих отчетах отмечал, что самолет встретил грозовой фронт. Командир воздушного судна Иван Корогодин решил облететь его сверху. Когда пилот начал поднимать самолет, то стал замечать, что теряет скорость.

– Причиной катастрофы Ту-154М явился вывод самолета при полете в штурвальном режиме на закритические углы атаки и режим сваливания с последующим переходом в плоский штопор и столкновением с землей с большой вертикальной скоростью,— говорилось в итогах расследования, которое озвучила спустя 1,5 года после ЧП правительственная комиссия.

По мнению экспертов, потеря скорости, которую допустил командир экипажа, гарантировала катастрофу.

Уголовное дело по данному факту завершили в январе 2008 года. Экспертиза полностью подтвердила выводы специалистов МАК – виновником трагедии назвали летчика. Но в связи со смертью членов экипажа уголовное дело прекратили.

Мемориал чудом уцелел

На месте падения самолета Ту-154 вскоре после авиакатастрофы появился деревянный крест с надписью «Донбасс скорбит». А спустя ровно год установили монумент в память о погибших пассажирах и экипаже рейса. Из белого бетона создали часть крыла самолета. Рядом поставили мраморные плиты. На них выгравировали фамилии погибших пассажиров рейса PLK-612.Трагедия оборвала жизнь целых семей. После каникул вместе с родителями возвращались более 40 детей. Они хотели успеть подготовиться к наступающему учебному году.

От самолета осталось пепелище.

На плите выгравировали фамилии всех, кто летел в самолете. Фото: vk.com/bort85185

А еще вокруг памятника высадили 170 берез – по количеству жертв трагедии. И спустя вот уже 16 лет, несмотря на напряженную обстановку в Донбассе, все деревья сохранились. Более того, чудом уцелел и сам мемориал.

– Радует только одно: в памятник не попал ни один снаряд, плиты на месте, а 170 берез продолжают расти все выше и выше, – рассказывал заместитель председателя общественной региональной организации помощи жертвам авиакатастроф «Прерванный полет» Алексей Штейнварг.

От самолета осталось пепелище.

У мемориала всегда много цветов. Фото: vk.com/bort85185

КСТАТИ

Компенсации получили все

Родственникам погибших выплатили денежные компенсации в возмещение вреда.

– Мы представляли интересы 60 семей, которые полностью получил компенсации. Все заседания проходили не в Москве, а в Санкт-Петербурге, – рассказывает kp.ru адвокат истцов Игорь Трунов. – Суды мы выиграли. В отношении нескольких семей взыскали 600 тысяч рублей, у других сумма чуть ниже.

ВОСПОМИНАНИЯ

Траурный платок маме приготовила погибшая дочь

30-летняя Наташа Богданова летела из Анапы с 4-летним сыном Игорем

Наташа Богданова отдыхала в Анапе уже не первый раз. Ездила в маленький частный пансионат с родителями и сыном Игорем.

– Мы с дедом решили в этом году не ехать, – объясняет мать Наташи – Галина Богданова. – Пусть, думаем, побудут вместе. А то Игорек все с нами, а мама всегда на работе занята. Она у нас ведь главный бухгалтер…

В тот день с Наташей созвонились. Она сказала, мол, все спокойно – прошли регистрацию, идет посадка.

Но сердце у матери было не на месте.

– Я до этого как раз прибиралась в комнате дочери, – теребя траурно-черный шифоновый платок, говорит женщина. – Захожу, а посреди комнаты этот самый платок и лежит. Наташенька его не любила и не носила никогда. Я даже не знаю, в каких глубинах шкафа он у нас лежал. А тут прямо посреди комнаты оказался. Кто и зачем его достал? Ну уж точно не я. Да и не дед – ему зачем?

Галина Борисовна замолкает. И вдруг тихо так говорит:

– Это Наташа сама мне его приготовила…

ШОК!

После Анапы они хотели пожениться…

Судьба дважды пыталась уберечь Марину и Сергея от беды

Об этом отпуске печорская пара – 25-летняя Марина и 31-летний Сергей Соловьев – мечтали целый год. Ребята хотели ехать в Геленджик, но потом передумали и в начале августа поехали в санаторий в Анапу.

И на борту рейса № 612 Марина и Сергей тоже могли не оказаться. Ведь сначала они собирались вернуться домой, в Печору, через Москву, а после решили лететь через Питер – в Киришах Ленинградской области живут родители Сергея. Вот и захотел он познакомить родных с девушкой, на которой собирался жениться…

Сергей приехал в Печору в 1995 году, после Санкт-Петербургской академии гражданской авиации. Работал в местном аэропорту диспетчером службы движения. Там познакомился с Мариной – техником по аэронавигационной информации. Она уже успела побывать замужем, от первого брака у нее остался сынишка.

Ребят все считали прекрасной парой – молодые, дружные, красивые, на работе любят и ценят.

– Мы просто сначала не поверили, что это наши Марина и Сережа! Ждали их из отпуска, думали: вот сейчас приедут, расскажут, когда же свадьба… Как же теперь ее малыш будет без мамы?! – рассказывала нам начальница отдела кадров Печорского аэропорта.

Сегодня друзья погибших вспоминают: в день рождения сынишки, 19 августа, Марина позвонила маме из Анапы и сказала, что они с Сережей летят в Питер.

– Голос у нее был очень грустным!

Сначала мама решила, что дочь сильно скучает по малышу, которому исполнилось два года. А сегодня близкие гадают: Марина скорее чувствовала беду…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Годовщина катастрофы рейса Анапа-Петербург: Рядом с мемориалом погибшим под Донецком пассажирам теперь рвутся снаряды

«Комсомолка» вспоминает, как восемь лет назад 170 человек отправились в бесконечный полет (подробнее)