Экономика

Хочешь продать – спроси меня как. Опыт работы одного экспортного центра

Хочешь продать – спроси меня как. Опыт работы одного экспортного центра

Россия всегда была, есть и будет экспортоориентированной страной. Ибо мы способны производить многое, а внутренний рынок у нас невелик. Поэтому развитие экспорта – дело богоугодное, а в условиях жёстких санкций ещё и крайне сложное. Лучше всего это удаётся московским компаниям. Давайте посмотрим, что мы можем почерпнуть из их опыта.

Центр помогает

Мы недавно писали о том, что по несырьевому неэнергетическому экспорту Москва, которую многие считают городом офисов, занимает первое место в России. Но как это могло получиться? Ведь продать свою продукцию за рубеж отнюдь не просто: кто сталкивался с подобной задачей, знает, сколько усилий надо приложить, чтобы легально продать за границу хотя бы карандаш. А тут – тысячи предприятий, многомиллиардный экспорт. Как это работает?

Чтобы помочь предприятиям города выйти на международный рынок, столичные власти создали автономную некоммерческую организацию “Московский экспортный центр” (МЭЦ) – региональный аналог Российского экспортного центра, вошедшего сейчас в структуру обновлённого ВЭБ. Мы посмотрели отчётность МЭЦ за 2021 год – и это было интересно. Настолько интересно, что хотелось бы увидеть аналогичную работу и в других регионах.

При этом стоит, конечно, учитывать, что времена изменились, причём кардинально: прямое копирование опыта 2021 года уже невозможно, нужно делать серьёзную поправку на новые реалии.

Советом и рублём

Главная цифра – за 2021 год поддержку МЭЦ получили 6475 компаний города. То есть по 25 компаний каждый рабочий день. Речь идёт в первую очередь об организационной помощи: предприниматели участвовали в бизнес-миссиях и выставках с экспортной направленностью, получали представительство на онлайн-маркетплейсах, подписывали договоры с зарубежными ретейлерами. Всё это практически невозможно сделать “с улицы”, и серьёзный ресурс мэрии одного из крупнейших городов планеты здесь, безусловно, более чем кстати.

Отдельно стоит упомянуть об акселерационных программах. Этот относительно новый инструмент развивается на наших глазах. Акселерация, то есть ускорение, предполагает активную и весьма дорогостоящую помощь города в реализации тех или иных целей, причём до 85% стоимости проектов компенсируется из городского бюджета.

Возьмём, например, программу GoGlobal. Её цель – помогать компаниям выходить на новые, свободные рынки и получать валютную выручку. В 2021 году более 100 компаний – выпускников столичной программы запустили продажи в 70 странах мира, колоссальный успех. В 2022-м, несмотря на новый виток санкций, хочется увидеть цифры не хуже.

Самокат для городского кикшеринга, разработанный в Зеленограде, вполне может пойти и на экспорт. Фото: Зыков Кирилл/Агентство “Москва”.

Без Дюссельдорфа, но с Нью-Дели

Экспорт продукции – занятие вообще недешёвое, ведь начальные расходы (презентация, логистика, таможенные тонкости) практически всегда лежат на продавце, выручку он начинает получать позже. Поэтому необходима и прямая финансовая поддержка. В 2021 году она стала рекордной: предпринимателям одобрили 284 заявки на получение экспортного гранта и субсидий на сумму более 634 миллионов рублей. Да, в целом это небольшие деньги (2,2 млн в среднем на проект), но задачи разбрасываться деньгами не стоит, главное – это разумное и целевое их использование. За которым, опять же, присматривают эксперты МЭЦ.

С помощью Центра русские предприятия участвуют в престижных международных выставках. Конечно, сейчас отчёт о стенде Made in Moscow на выставке Medica в Дюссельдорфе или воспоминания о бизнес-миссиях в Финляндии и Корее выглядят преданьем старины глубокой, но есть и Africa Health, и сотрудничество по электронике с Индией, Катаром, Арменией, есть гигантский рынок Юго-Восточной Азии, есть почти ещё не открытая для нас Латинская Америка. В общем, работы хватит всем.

А чтобы не делать всю организационную работу вечно, МЭЦ организовал Московскую школу экспортёра. Здесь предприниматели учатся самостоятельно оценивать перспективы рынков, постигают основы таможенного законодательства, хитросплетений логистики, капризов сертификации.

Ивантеевка по-китайски

Как пример активного использования возможностей МЭЦ приведём историю производителя премиальных газированных напитков под каламбурным названием Lemonardo. Базирующаяся в подмосковном Пушкино (Ивантеевка) компания буквально бомбардировала МЭЦ заявками. Из наиболее крупных успехов назовём размещение на китайской торговой площадке Tmall и китайской же онлайн-платформе WeChat. В результате “Лемонардо” получил потенциальную аудиторию в полтора миллиарда человек. Вроде бы просто? Да, но попробуйте зайти в Tmall или получить официальную страницу WeChat “с улицы”, особенно если эта улица находится на окраине Ивантеевки. А сейчас все в плюсе: продажи растут, производство развивается, бюджет получает налоги и пошлины.

Что с того?

Вниманию других регионов – активная работа таких центров необходима! Надо понимать, что наши трудности – счастье конкурентов. Сейчас уважаемые партнёры, и далеко не только из недружественных стран, зачастую смотрят на компании из России свысока: дескать, деваться вам, ребята, всё равно некуда, будете играть только на наших условиях. В одиночку преодолеть этот психологический барьер исключительно сложно. А когда на помощь приходят матёрые организаторы и переговорщики из государственных экспортных центров – к тому же совершенно бесплатно для экспортёра! – ситуация резко меняется.

Сейчас перед МЭЦ и аналогичными структурами в других регионах стоит задача выстроить работу в совершенно новой реальности, которой в истории России раньше не было. Даже СССР никогда не был в такой изоляции от Запада, как Россия сейчас, – кроме того, вопросами международной торговли там занимались исключительно государственные структуры.

То есть мы имеем дело с совершенно новой для нас реальностью – пережитой, может быть, только Ираном во время самых серьёзных санкций.

Сумеем приспособиться – победим.