То, что читают

«20 идей по развитию России»: система контроля над скоростью спасёт жизни

Фото: andriano.cz / Shutterstock.com

В России, к сожалению, ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий гибнет огромное количество людей – оно вполне сопоставимо с числом советских солдат, погибших в девятилетней Афганской войне. Отчасти такую высокую смертность объясняет большое количество выпивших за рулём, отчасти – привычное для наших автолюбителей превышение скорости. Чтобы резко сократить смертность на трассах, необходимо внедрять высокие технологии. Например, системы контроля над скоростью.

По данным МВД России, бесспорное первое место в списке топ-нарушений на дорогах страны отводится водителям-лихачам. Почувствуйте разницу: в 2020 году сотрудниками ГИБДД за нарушение скоростного режима было составлено 124 миллиона протоколов. При этом второе и третье места этого рейтинга достались протоколам за несоблюдение предписаний знаков и разметки и за проезд на запрещающий сигнал светофора. Но на их долю пришлось соответственно «всего лишь» 13,6 и 5,2 миллиона случаев.

Вывод очевиден: превышение скорости – главная причина ДТП на русских дорогах, которые из года в год являются местом повышенной опасности для жизни и здоровья людей.

Цена лихачества – жизни наших людей

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) ведет статистику по количеству смертей на дорогах. В Великобритании, например, на 100 тысяч населения за год в ДТП гибнет в среднем 4 человека. В США этот показатель – 11 человек. Самая удручающая статистика на затерявшемся в водах Тихого океана острове Ниуэ – более 68 погибших. России, к счастью, далековато до полинезийских лихачей, однако в нашей стране ВОЗ фиксирует ежегодно около 19 «дорожных» смертей на 100 тысяч населения, что сопоставимо с такими государствами, как Китай, Таджикистан и Армения.

Большинство случаев смертей на автодорогах также вызвано превышением скорости. Поэтому со сверхбыстрой ездой надо срочно что-то делать!

Будет неправильным утверждать, что государство не занимается данной проблемой. Обратим внимание, что одним из Национальных проектов России, стартовавших в 2019 году, стал нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Курируют его непосредственно в правительстве. Проект рассчитан до 2030 года, в нем участвуют 83 субъекта России. Одной из целей проекта заявлено «снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом – до уровня, не превышающего четырёх человек на 100 тыс. населения (к 2030 году – стремление к нулевому уровню смертности)».

Задача амбициозная. Россия планирует в ближайшие годы значительно снизить уровень гибели на дорогах, а затем и вовсе достигнуть нулевого показателя.
Упомянутая выше статистика ВОЗ свидетельствует, что развитые государства, в том числе европейские, имеют высокие показатели в плане предотвращения гибели людей на автомобильных дорогах.

Система контроля над скоростью – спасение автолюбителей

Секрет успеха борьбы с нарушителями скоростного режима заключается, однако, далеко не только в том, что дорожная полиция проводит с водителями автотранспортных средств профилактическую и воспитательную работу, а также сурово наказывает виновников ДТП. Участники авторского проекта Дмитрия Давыдова «20 идей по развитию России» обратили внимание на то, как подойти к делу предельно реалистично. Поняв, что водитель, как и пешеход, всё равно в той или иной степени будут нарушать установленные правила, там сделали ставку на специальное техническое оснащение автомобиля.

Значительная часть современных разработок посвящена автоматическому контролю скоростного режима и предупреждениям нарушения этого режима. И как результат – в 2021 году вступило в силу постановление Европейской комиссии, обязывающее производителей автотранспортных средств оснащать каждый автомобиль специальной интеллектуальной системой контроля за скоростью.

Данная система наделена предупредительной функцией, моментально обращающей внимание водителя на недопустимое им лихачество. Новейшие версии системы становятся все умнее и бдительнее. Они уже умеют считывать дорожные знаки, реагировать через GPS на сигналы из Базы ограничений скорости, самостоятельно ограничивать мощность двигателя, постепенно снижая скорость автомобиля.

В настоящее время в Европейском союзе действует технический регламент, согласно которому с июля 2022 года на каждом новом автомобиле должен быть установлен минимум один из четырех допустимых механизмов предупреждения водителя о превышении им скорости.

Два таких механизма не вмешиваются непосредственно в действия человека за рулем: они лишь дают звуковой или вибрационный сигнал. При этом такие сигналы появляются только после визуального предупреждения на панели автомобиля, чтобы не спровоцировать опасной импульсивной реакции водителя.

Два других механизма сконструированы более радикально. Один из них даёт легкий обратный толчок в ногу водителя, находящуюся на педали газа, как бы сигнализируя тому, что её необходимо переставить на педаль тормоза. Другой механизм самостоятельно снижает скорость автомобиля – делая это, разумеется, предельно плавно, чтобы не вызвать непроизвольной реакции человека за рулем.

Разработчики системы предусмотрели и экстренные случаи, когда вмешательство системы в управление автомобилем может создать аварийную ситуацию. Даже при срабатывании ограничений водитель всегда сможет увеличить скорость, нажав педаль газа с определенным усилием.

Аналогичными системами могут оборудоваться автомобили, производимые в России и эксплуатируемые на русских дорогах. Принимать эту меру необходимо на законодательном уровне, — считает Дмитрий Давыдов, игнорируя возможные протесты автостроительного лобби об удорожании продукции отечественного автопрома – человеческие жизни являются высшей ценностью.

В ожидании волевого решения

В ближайшее время каждому автопроизводителю, каждому автовладельцу и водителю транспортного средства станет ясно: машины, не оборудованные системами автоматического контроля за скоростным режимом, на русские дороги выезжать не смогут.

Для реализации столь масштабной технической задачи необходимо время, однако международный опыт показывает, что её можно решить в течение одной пятилетки. В Евросоюзе автомобили, не оборудованные системой, не будут допущены в эксплуатацию уже с июля 2024 года.

Необходимое оборудование может быть встроено в заводскую комплектацию всех новых автомобилей, выпускаемых русским автопромом. Это задача вполне решаемая. Чуть сложнее будет с созданием сети сервисных точек, способных установить подобное оборудование на уже находящиеся в эксплуатации автомобили.

Экономические издержки от внедрения нового технического регламента частично будут компенсироваться штрафными санкциями в отношении владельцев автотранспорта и водителей, нарушающих требования к оборудованию автомобилей. Результат не только в экономии огромных средств от снижения количества ДТП по причине превышения скорости – от спасённых жизней людей, сохранения их здоровья и трудоспособности. Человеческая жизнь бесценна!

России не придётся начинать в этом деле, как говорится, с нуля. В нашей стране давно используются элементы интеллектуальной транспортной системы, встроенные как в дорожную инфраструктуру, так и непосредственно в автомобиль. Мы располагаем кадровым научным и инженерным потенциалом, техническими промышленными возможностями, чтобы в обозримом будущем решить задачу оснащения каждого автомобиля на русских дорогах системой контроля за скоростью. Нам нужна только политическая воля, только законодательная поддержка инициативы – твердое убеждение автора «20 идей для России» Дмитрия Давыдова.

Источник