То, что читают

Россияне принялись массово оформлять кредиты в онлайн-магазинах

POS-ковидный синдром

В преддверии новогодних праздников по многолетней традиции устойчиво растет популярность потребительских беззалоговых кредитов, выдаваемых в магазинах. Во время пандемии плавными темпами у граждан укореняется и развивается культура покупки товаров в кредит на различных маркетплейсах.

Этой осенью эксперты зафиксировали небольшое снижение объемов продаж POS-кредитов в связи с временным закрытием торговых точек в Москве и ряде других регионов. «Закрытие офлайн-магазинов пока не привело к ожидаемому перетоку клиентов в онлайн-канал. Вероятно, большинство из них ждет распродаж, связанных с предстоящей «черной пятницей», — заметил руководитель кластера розничного кредитования МТС Банка Иван Барсов.

Но чем ближе новогодние праздники, тем покупательская активность в ритейле будет нарастать, и, как следствие, вырастет спрос на POS-кредиты. Как сообщил «МК» аналитик банка «Хоум Кредит» Станислав Дужинский, сейчас около 70–80% данных кредитов приходится на беспроцентные рассрочки. Многие граждане оформляют POS-кредиты и беспроцентные рассрочки на обустройство своего дома и дачи — покупку бытовой электроники, товаров для ремонта, мебели, кухонь, установку новых окон. «Медленно, но устойчиво растет спрос в сегменте «туризм». В сегменте «связь» спрос стабилизировался, что может быть связано с тем, что в этом году больше людей работает не из дома. Скорее всего, в обозримой перспективе данные тренды сохранятся», — отметил аналитик.

Все чаще россияне предпочитают покупки с помощью онлайн-кредита, без посещения магазина и банка. Совершить сделку можно и без банковской карты, достаточно паспорта. В течение последних трех лет доля онлайн-каналов в общих продажах POS-кредитов выросла с 6% в 2019 году до 17% в 2021-м. Основные драйверы роста web-канала — рост среднего чека (в сравнении с прошлым годом он вырос на 10% и составил 47 тыс. рублей) и активное развитие новых сегментов e-commerce, в частности, онлайн-кредитов на образование, одежду, строительство загородного дома. Эксперты ожидают бурный рост POS-кредитования именно в сегменте электронной коммерции.

Банки все смелее осваивают новые ниши: на рынке все больше POS-кредитов на образование, покупку одежды и обуви, строительство загородного дома. Первые целевые кредиты на покупку быстровозводимых домов появились год назад и быстро завоевали популярность во время пандемии. Несмотря на повышенные по сравнению с ипотекой ставки они имеют свои преимущества — POS-кредит на покупку дома не занимает много времени и не требует оформления залога.

Еще один любопытный тренд — изменение предпочтений заемщиков. «У населения четко прослеживается спрос в сторону более крупных и дорогих покупок, к примеру в сегменте авто- и мототехники», — отметил старший вице-президент по развитию каналов продаж и обслуживанию клиентов банка «Ренессанс Кредит» Андраник Захарян. С его слов, радикально сокращается доля «мехового» сегмента: сегодня купить шубу из натурального меха в кредит становится не модно, зато появился спрос на дистанционное образование.

«В этом и следующем годах помимо уже традиционных категорий (электроника, бытовая техника, мебель, стройматериалы) фокус сместится на такие сегменты, как одежда и обувь, спорттовары, медицина и образование. Дополнительным импульсом является развитие POS-кредитования в интернет-гипермаркетах и маркетплейсах. Именно эти сегменты и станут основными драйверами онлайн-выдач товарных кредитов в ближайшие 2–3 года», — уверен вице-президент, директор по развитию партнерской сети Почта Банка Андрей Павлов.

Конечно, потенциальных заемщиков волнует вопрос: куда пойдут ставки? Как сообщили в пресс-службе банка «Русский Стандарт», вслед за последним повышением ключевой ставки на заседании Банка России кредитные ставки банков также скорректировались в сторону повышения: если ключевая ставка снова повысится, то ставки банков ожидаемо снова скорректируются вслед за ней. В случае сохранения ставки Банком России на прежнем уровне текущие депозитные ставки останутся до конца 2021 года.

«Пока глобальных изменений в ставках и продуктах на рынке POS мы не наблюдаем, но ситуация зависит от дальнейшей политики со стороны ЦБ в части ограничений полной стоимости потребительского кредита», — заключил Андраник Захарян. В ноябре и декабре он ожидает пика спроса на POS-кредиты, связанного с традиционными новогодними распродажами.

Источник